→ Почему обводный канал нельзя превращать в автомагистраль. Обводный канал

Почему обводный канал нельзя превращать в автомагистраль. Обводный канал

Обводный канал (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

По набережной Обводного канала не бродят толпы туристов, здешняя архитектура мало похожа на столичную роскошь. Самая длинная рукотворная водная артерия Санкт-Петербурга соединяет речку Екатерингофку (фактически - акваторию морского порта) с Невой. Канал прорыли с целью доставки грузов минуя центр города. Подобные сооружения в 18-19 веках выполняли ту же роль, что сегодня окружные автодороги. В то время местность еще не была застроена, однако постепенно берега заняли разные промышленные предприятия, спускавшие в канал отходы производства.

Старожилы еще помнят мрачноватую шуточку: «Как найти Обводной канал? - Идите на запах...». Сегодня она уже неактуальна.

Немного мистики

Таинственная аура роднит набережную Обводного канала с Медным всадником и Петропавловкой. Рассказывают, что задолго до основания города где-то в этом районе было древнее языческое капище, разрушенное шведским воинским отрядом. Перед смертью главный волхв проклял захватчиков и предрек, что все они утонут в болоте. В 1923 г. при строительстве теплотрассы рабочие наткнулись на несколько гранитных надгробий со скандинавскими рунами. Во избежание кривотолков их распилили на поребрики, а скелеты просто выбросили на свалку. С тех пор, как говорят, самоубийства здесь стали обыденностью.

Обводной канал Санкт-Петербурга

Прогулка вдоль набережной

Александро-Невская Лавра

Канал начинается от Невы рядом с Александро-Невской Лаврой , учрежденной Петром I. На набережную выходит строгий фасад Духовной академии. Сразу за ней русло расширяется почти вдвое и протока ведет в так называемый бассейн, который, по идее, должен был собирать излишек воды и спасать город от наводнений. Но надежды не оправдались, все равно пришлось строить дамбу.

Арт-пространство «Ткачи»

В пятиэтажном промышленном здании середины 19 века под № 60, расположился крупнейший лофт Санкт-Петербурга. Первый и второй этажи занимают магазины сувениров, картин и одежды отечественных дизайнеров, винтажного секонд-хенда. Третий уровень отведен под интерактивные квесты, наверху расположены лекторий, выставочные залы и книжный магазин «Борхес». [Оф. сайт ].

Газгольдеры

Чуть дальше, под № 74 высится огромный кирпичный цилиндр, а правее еще три, поменьше. В них когда-то хранился запас светильного газа для уличных фонарей. Здание считается памятником промышленной архитектуры, сейчас в нем размещается креативное пространство Люмьер-холл ([оф. сайт ]). Во втором газгольдере открыт бар-клуб «Башни» с живой музыкой, любимое место сбора питерских байкеров.

Церковь Воскресения Христова

Храм на набережной Обводного канала, 116 построен в 1908 г. на деньги, собранные членами Всероссийского общества трезвости.

В народе церковь получила прозвище «с бутылочкой» за характерную форму колокольни.

В 1930 г. ее закрыли, по традиции сделали складом, богослужения возобновлены в 1990 г.

Вокзалы

В реконструированном и перестроенном здании бывшего Варшавского вокзала, закрытого в начале нынешнего века, расположен ТРК «Варшавский экспресс». За небольшим сквером высится фасад Балтийского вокзала, откуда отправляются электрички в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Псков. Рядом находится Музей железных дорог России с обширной коллекцией паровозов, тепловозов и вагонов. Особенно интересны редкие платформы с орудиями большого калибра.

Красный треугольник

Огромное мрачное здание под № 134 - некогда знаменитый завод резинотехнических изделий. Галоши, сделанные здесь, носила вся Россия, а потом и Советский Союз. Ныне предприятие закрыто и практически заброшено, помещения сдают под офисы и склады, большинство цехов пустует. Зрелище впечатляющее и грустное, многие стекла выбиты, но жизнь постепенно возвращается и сюда.

Практическая информация

Местоположение: между реками Екатерингофкой и Невой.

Как добраться: на метро до ст. «Обводной канал», «Балтийская»; автобусами №№ 5М, 5МБ, 65, 70, 74, 76, маршрутными такси К67, К124, К404.

Обводный канал в Санкт-Петербурге изначально задумывался как судоходный. Другой, не менее важной целью его строительства являлся отвод избыточных вод из Невы в качестве защиты от наводнений. Если вторая задача была невыполнима в силу природных причин, то первая поначалу была достигнута: баржи и другие суда сновали по каналу, а его зеленые берега были излюбленным местом для прогулок и семейных пикников рабочих и других бедных слоев общества.

Погубила весь замысел промышленная застройка: многочисленные заводы вдоль одного из берегов канала спускали в его воды отходы производства, в результате канал обмелел, а вода стала издавать характерный «помоечный запах». В этом районе стали селится не только рабочие, но и маргинальные элементы, а окрестности канала приобрели дурную славу. Сегодня проводятся регулярные работы по очистке Обводного канала и благоустройству набережных, но судоходным ему не бывать еще долго.

Немалую толику к нехорошей славе Обводного канала добавили и таинственные истории и события, связанные с этим местом. Началось все еще при строительстве канала в 1803 году, когда солдаты и наемные работники наотрез отказались продолжать работы, заявив, что место здесь нехорошее, и «добра не выйдет». Только телесные наказания и угроза каторги смогли заставить людей продолжать строительство. Первые «страсти» начались лет через сто, в 1913 году, когда из канала выловили расчлененное тело мужа, убитого собственной женой. С этого момента на участке между Боровским мостом и устьем Волковки стали происходить необъяснимые события, а именно регулярные самоубийства, число которых росло с каждым годом. Самоубийцы сигали в зловонные воды с мостов и набережных, при этом чудом спасенные заявляли, что их толкала в воду неведомая сила, а некоторые повиновались странному голосу, звучавшему в голове.

Кабы не советская власть, возможно, церковь смогла бы чем-то помочь, но… В 1923 году началось строительство междугородного автовокзала на берегу Обводного канала и рабочие натолкнулись на древние каменные плиты, уложенные в круг и покрытые диковинными письменами. Старорежимного археолога, вызванного на место находки и просившего остановить строительство на месте капища, никто не стал слушать. Плиты вывезли и понаделали из них поребриков для Лиговского проспекта. Автовокзал успешно достроили, а самоубийства продолжились. В том же году утопилось 89 человек, один, правда, неудачно (то есть, наоборот, счастливо отделался). Спасти удалось ярого коммуниста и ленинца, приземлившегося на мелководье. В психиатрической больнице его лечением занялся профессор Ефимсон, который впал после этого случая в долгое раздумье.

Самоубийства продолжались с периодичностью в десять лет, то есть пик их приходился на 1933, 1943, 1953 годы и так до наших дней. На мостах даже стояли милицейские пикеты, останавливавшие незадачливых самоубийц от последнего шага. Многие из спасенных попадали к Ефимсону, который всерьез увлекся этой загадкой. Незадолго до Великой Отечественной Войны профессору Ефимсону и археологу, осматривавшему капище, довелось встретиться и обсудить все детали. Результатом стал поход профессора с докладом к самому товарищу Жданову. Профессора вежливо выслушали и отправили подлечить нервишки на Черное море.

Говорят, что профессор вел записи и в своих мемуарах раскрыл собственное видение этих необычных событий. Согласно легендам, именно на берегах нынешнего Обводного канала до XIV века находились поселения карелов. Шведский маршал Торкель основал здесь крепость Ландскрону, предварительно уничтожив местных жителей. А само капище предстало глазам маршала и его солдат в момент совершения на нем дьявольского шабаша со всей прилагающейся атрибутикой. Христиане не смогли этого вынести и предали язычников вместе с их колдунами огню и мечу. Порешили всех, а после испугались мести языческих богов. Нашелся некто, кто посоветовал избавиться от страхов, проведя собственное жертвоприношение. Все последующие беды, преследующие обитателей этих мест, в том числе и современных петербуржцев, - результат необдуманных действий предков нынешних шведов.

Возможно, способ избавления от проклятия кроется в зарисовках археолога, который успел запечатлеть надписи на древних камнях, но только где их теперь искать?

«Тёмные улицы рождают тёмные чувства» (М.Кузмин)

Впервые проект нынешнего Обводного канала появился в 1763г. К строительству канала или выгонного рва приступили в конце 1760-х г.г. и к концу 1770-х довели его почти до Лиговского канала. Обводный канал образовывал границу города, как бы обводя его с юга.
Второй этап строительства Обводного канала начался в 1805 г., после того, как Александр I указом от 23 декабря 1804 года повелел начать в следующем году работы по устройству Обводного канала и сооружению каменного акведука в месте его пересечения с Лиговским. 25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства. В результате протяженность Обводного канала, соединившего Неву и реку Екатерингофку, составила более более 8 км, в него впадают реки - Монастырка и Волковка. Берега канала стали активно застраиваться. Прежде всего, широкие возможности открывались для возникновения промышленных предприятий: многим производствам требовалось большое количество оборотной воды. Вдобавок, это была удобная и дешевая транспортная артерия для перевозки сырья и готовых изделий. Вдоль канала начали интенсивно строиться заводы и фабрики, склады.В формировании образного ряда Обводного канала доминировали промышленные корпуса.

В восприятии петербуржцев Обводный канал слыл мрачной промышленной окраиной города.

Дымили газовый завод, трубы электростанции, заводов и фабрик. При юго-западном ветре канал обволакивали удушливые запахи мыловаренного и костеобжигательного заводов. Сквозь дым бесконечных труб котельных тускло светились керосиновые и газовые фонари, окна гигантских фабрик, казарм рабочих, кабаков и лавок. Сладковатый запах солода доносился со стороны двух заводов – Ивана Дурдина и Калинкинского пивоваренного. Берега канала были захламлены, здесь часто коротали ночи нищие и бродяги. По утрам вдоль длинных корпусов резиновой мануфактуры «Треугольник» выстраивались бесконечные очереди женщин, нанимавшихся на поденную работу.

Художник Мстислав Добужинский вспоминал: «Окрестности нашего жилища были мрачные, недалеко пролегал жуткий Обводный канал, а наша улица упиралась в Забалканский (сейчас Московский) проспект, всегда грохочущий от ломовиков, полный суетливого люда, одна из самых безобразных и даже страшных улиц, настоящий Питер. В осеннюю липкую слякоть и унылый, на много дней зарядивший петербургский дождик, казалось, вылезали изо всех щелей петербургские кошмары и «мелкие бесы», и я спешил пройти скорее угнетавшие меня места, подняв воротник до ушей и проклиная гнилую питерскую погоду, лужи и мокроту, забиравшуюся всегда в калоши». Эта образная характеристика историко-архитектурной среды Обводного канала оставалась за ним на протяжении всего прошлого века, несмотря на многочисленные преобразования в области нового строительства и благоустройства набережных.

Поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский, в детстве какое-то время там живший, называл Обводный «полным индустриальным потусторонним миром».

С Обводным каналом связана одна древняя и кровавая легенда. Средневековая хроника Эрика Абосского гласит: в 1300 году маршал Торкель основал устье реки Охты крепость Ландскрону.
Хроника Эрика (Erikskrönikan) является одним из древнейших шведских литературных памятников. Она была составлена в 20-е годы XIII в. неизвестным автором. В основу рифмованной хроники положена история династии шведских конунгов — Фольгунгов — с момента ее основания в середине XIII в. до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 г. Хроника названа по имени отца Магнуса Эрикссона, герцога Эрика, который является ее главным героем.

Владычество шведской короны на берегах Невы закреплялось жестоко. Отряды маршала огнем и мечом прошлись по карельским поселениям на реках Кеме (Фонтанка) и Сутилла (Волковка). Там, наберегах Сутиллы, шведы наткнулись на капище, где идолопоклонники устраивали нечестивые шабаши, принося в жертву своим богам животных и собственных младенцев. Гнев ревностных христиан был беспределен: солдаты с яростью принялись сокрушать истуканов. И вот в самый разгар погрома из густого ельника появился безумный старик отвратительного вида и стал призывать на головы погромщиков месть всех сил Тьмы. Солдаты тут же убили старого нечестивца, но страх от заклинаний проник глубоко в их души, поскольку в те время рассказы о страшных возможностях карельских колдунов заставляли трепетал всю Скандинавию.

В Ландскроне нашелся некий человек весьма сведущий в темных, запретных учениях, который предложил вышибить клин клином. Маршал Торкель был непреклонным ревнителем веры, но все же согласился на сомнительное предложение.

В одну из ночей на месте бывшего капища состоялся не менее гнусный и отвратительный шабаш, чем те, что разворачивались здесь прежде. Чтобы лишить заклинания колдуна силы, в жертву дьявола было принесено пять молодых карелок. Их кровью окропили гранитные плиты с выбитыми на них магическими словами и знаками, а трупы бросили в одну яму вместе с трупом колдуна. Затем знаток потусторонних тайн навечно заклял дух злобной старикаи в завершение осквернил святое распятие. Как далее повествует хроника, едва святотатство свершилось, по ночному лесу разнесся ужасающий хохот и внезапно поднявшимся вихрем с корнем опрокинуло огромную ель.

В наше время Обводной канал в Санкт-Петербурге постоянно уменьшается. В определённых местах глубина канала достигает не больше метра. Ширина тоже уменьшается, потому что канал постепенно зарастает камышом и водорослями, к тому же, на нём появились небольшие островки.

Вода в этом канале считается особенно грязной, и рыбу, которая сюда прибывает из Невы, ловить то можно, но есть не советуют.

Так как Обводной канал очень мелкий, его давно собирались осушить, ещё при Николае Втором, когда по этому каналу перестали ходить судна. Затем советские власти пришли к точно такому же выводу. В 1960-е в Ленинграде власти решали, что канал нужно либо благоустроить, либо засыпать. И всё же тогда решили канал благоустроить.

Возле завода "Красный треугольник" появилась первая набережная из гранита. Однако за все 50 лет канал так ни разу и не почистили.

Экологи относят окрестности Обводного канала к числу наиболее загрязненных и депрессивных районов. Санкт-Петербурга. Территория легендарного, а ныне полузаброшенного ПО «Красный треугольник» буквально пропитана ядохимикатами, вода канала давно имеет маслянистый блеск от растворенных в ней промышленных отходов, на набережной можно встретить разрушающиеся постройки. Тут постоянно случаются ограбления, драки, убийства, не говоря уже о бытовых ссорах. Многие встречают на Обводном канале каких-то странных людей, одетых в не менее странные разноцветные лохмотья, кто-то утверждает, что видел здесь призраков. У особо чувствительных возникает ощущение, что тёмные воды манят к себе, зовут в потустороннее царство. Кому-то и вовсе кажется, что из канала тянутся страшные призрачные руки. За долгие годы канал приобрёл репутацию своеобразного «рая» питерских самоубийц.

Экстрасенсы и парапсихологи негласно подтверждают присутствие над каналом негативных энергетических сущностей, воздействующих на психику как местных жителей, так и случайных прохожих. Люди проваливались на Обводном канале во временные дыры, кого-то «поглощал» мистический туман над мостами, кого-то посещали на набережной до того странные мысли, что он невольно вздрагивал.

Так что пока Обводный канал так и остаётся мрачной, депрессивной водной артерией с энергией, порождающей тёмные мысли и странные чувства.

Из большого количества каналов и проток Невы, вдоль и поперёк пронизывающих историческую часть Санкт-Петербурга, Обводной канал резко выделяется, как своей протяжённостью, так и своеобразием внешнего облика. На это есть свои причины. Попробуем присмотреться внимательнее к самому длинному в городе каналу. Кстати, в исторических источниках встречаются оба варианта его названия - "Обводный" и "Обводной".

Как строился Санкт-Петербург

Нередко приходится слышать вопрос о том, зачем вообще было необходимо прокладывать в городе Обводной канал. Но его существование обусловлено несколькими причинами. Северная столица Российской Империи была основана Петром Первым в очень непростом месте. Для того чтобы данный субъект соответствовал статусу большого европейского города, при его строительстве приходилось решать сложнейшие инженерные задачи, связанные с подготовкой территории под застройку и осушением болот. Кроме периодически подвергалась мощным наводнениям от нагонной волны со стороны Финского залива. В соответствии с уровнем технических представлений восемнадцатого века, эти проблемы и должен был разрешить Обводной канал.

Проект защиты от наводнений

Инженеры восемнадцатого века предполагали, что наличие большого канала в периферийной части города сможет понизить уровень воды в Неве в его центральной части во время наводнений. Кроме того, Обводной канал должен был играть роль фортификационного сооружения, защищающего столицу от вражеского нападения с южного направления. Несмотря на то что функция защиты от наводнений не нашла подтверждения на практике, город приобрёл на южном рубеже надёжную границу. На ней было удобно ставить полицейские и таможенные заставы. Помимо этого, канал играл роль барьерного фактора, препятствующего распространению инфекций и эпидемий.

Обводный канал, Петербург. История строительства

Первый большой участок был проложен ещё во второй половине восемнадцатого века. Он строился с 1769 по 1780 годы и соединил реку Екатерингофку с Лиговским каналом. Это было главным образом фортификационное укрепление, усиленное со стороны города земляным валом. Строительство восточного участка канала возобновилось почти через сорок лет. Завершено оно было к 1833 году. Канал имел достаточную глубину и ширину для обеспечения сквозного судоходного сообщения по всему южному обводу города. Это в дальнейшем имело существенное значение для развития промышленности и торговли на окраине столицы. Обводный канал, помимо прочего, обеспечивал возможность быстрой доставки сырья, товаров и материалов к развивающимся предприятиям. Строительство было сопряжено с необходимостью возведения капитальных мостов в местах пересечения трассы канала с дорогами, ведущими в Санкт-Петербург с южного направления.

Архитектурный облик района

Общая протяжённость судоходной трассы вдоль южной окраины Санкт-Петербурга составила чуть более восьми километров. Набережная Обводного канала начала быстро заселяться ещё до полного завершения его строительства. Вдоль обоих его берегов начали стремительно возводиться жилые дома, ремесленные мастерские, фабрики и торговые предприятия. Архитектурный облик окраины изрядно отличался от аристократического центра столицы Российской империи. На набережной Обводного канала не было ни дворцов, ни роскошных особняков. Определяющим архитектурным фактором здесь выступала функциональность, здания и сооружения должны были приносить доход. А их внешний облик имел второстепенное значение. В основном здесь селились городская беднота и средний класс. Тем не менее, архитектура набережной Обводного канала обладает своеобразной выразительностью и колоритом рабочего, а нередко и криминального предместья.

Своеобразие Обводного канала

Сложно сказать, насколько обусловлена объективными обстоятельствами устойчивая негативная аура этой питерской окраины. Но информация по Обводному каналу устойчиво фигурирует во многих периодических изданиях города в разделе "Уголовная хроника" ещё с середины девятнадцатого века. Это нашло своё отражение и в некоторых произведениях искусства. И в старинных детективах и в современных телевизионных сериалах действие часто разворачивается именно в кварталах, расположенных на набережной Обводного канала. С этими же местами связано множество легенд, мистически окрашенных загадок и происшествий. Но многие считают, что криминогенность и загадочность района сильно преувеличены.

Транспортная инфраструктура

Во второй половине девятнадцатого века на внешней стороне Обводного канала строятся два крупных железнодорожных узла - Варшавский и Балтийский. Архитектура и оформление этих зданий заметно выделяются на общем фоне застройки района набережной. По замыслу зодчих, вокзалы в Российской империи должны были отражать растущую мощь государства. Средства на их проектирование и возведение экономить было не принято. Вокзалы на набережной Обводного канала были удачно привязаны к общей инфраструктуре городского транспорта. А в настоящее время действующим является только Балтийский. С него осуществляются пассажирские перевозки в юго-западном направлении.

Метро

Любой район современного мегаполиса не может быть полноценно интегрирован в жизнь города без привязки к схеме метрополитена. В непосредственной близости от набережной Обводного канала расположены три станции метро. "Балтийская" Кировско-Выборгской линии была открыта в 1955 году, расположена на одноимённом вокзале. "Фрунзенская" Московско-Петроградской находится поблизости от здания бывшего Она функционирует с принципиальной важности для жителей набережной стало открытие в декабре 2010 года станции метро "Обводной канал" Фрунзенско-Приморской линии Петербуржского метрополитена. В перспективе ей суждено будет стать пересадочной. С неё будет осуществляться переход на станцию "Обводный канал-2" Красносельско-Калининской линии. Наземный вестибюль находится на самом бойком месте набережной - на пересечении её с Лиговским проспектом. Вполне соответствует историческому облику района дизайн и архитектурное оформление станции метро.

Обводной канал, после реконструкции

Традиционно в периферийной части больших городов принято размещать грузовые и пассажирские терминалы для сообщения с близлежащими регионами. Но автовокзал на набережной Обводного канала был открыт в 1963 году, когда граница города естественным образом уже успела переместиться далеко на юг. Но для пассажиров, прибывавших в Ленинград, это было вполне удобно. С автовокзала на Обводном канале осуществлялись не только пригородные, но и междугородние пассажирские перевозки. Перед трёхсотлетним юбилеем Санкт-Петербурга автовокзал подвергся реконструкции и был приведён в соответствие с современными представлениями о том, каким должен быть пассажирский терминал в мегаполисе. Сегодня он используется как для сообщения с городами и посёлками Ленинградской области, так и для более дальних пассажирских перевозок, до Ставропольского края включительно. Осуществляются с автовокзала и международные рейсы в Финляндию, Эстонию, Латвию и Беларусь.

Обводный канал сегодня

Давно уже прошли те времена, когда Обводный канал служил южной границей города. Сегодня он находится ближе к центру, чем к окраине. За последние годы и десятилетия сильно изменился и внешний облик всего района. Сейчас он мало чем напоминает рабочее предместье и выглядит вполне респектабельно. Построено много новых современных проведена капитальная реконструкция старых домов. От некоторых исторически и архитектурно значимых зданий сохранились только привычные всем фасады. В районе кипит активная деловая и торговая жизнь, функционируют множество коммерческих структур и развлекательных заведений. По свидетельству экспертов в области вторичного оборота жилой и коммерческой недвижимости, район набережной Обводного канала достаточно высоко котируется в риэлтерских структурах. Это означает, что многие коренные питерцы готовы обосноваться в этом, когда-то считавшемся малопрестижным, районе. Привлекательность его ещё более увеличилась после пуска в эксплуатацию в 2005 году вышеупомянутой станции метро.

Обводный канал в будущем

В настоящее время в стадии активного обсуждения находится вопрос о самом существовании Обводного канала в его нынешнем виде. Многим представляется рациональной идея засыпать канал и на его месте построить современную автомагистраль, обеспечивающую сквозное движение из восточной части Санкт-Петербурга в западную. Такое решение позволило бы радикальным образом разгрузить от транспортных потоков центральную историческую часть Северной столицы. Но против этой идеи категорически выступают экологи и граждане, не равнодушные к историческому и архитектурному наследию своего города. Они напоминают о том, что Обводный канал - важнейшая часть единой гидрологической схемы, и его ликвидация будет иметь катастрофические последствия для всей дренажной системы, обеспечивающей жизнедеятельность большого города. Кроме того, в него впадает несколько речек и ручьёв, и просто так его засыпать не получится. Но в настоящее время никаких конкретных решений о будущей судьбе самого протяжённого в Санкт-Петербурге канала пока ещё не принято. Помимо прочего, Обводный канал имеет статус исторического наследия. И самовольно принимать решения о его ликвидации местные власти не имеют права.

Обводный канал, давно уже переставший быть границей города, в сознании петербуржцев по-прежнему остается его окраиной – правда, уже не в географическом, а скорее культурном плане. Действительно, этот район, несмотря на свою сравнительную близость к центру города, всегда и во всем ему уступал – вместо дворцов и богатых особняков знати здесь строились заводы и фабрики, а основными его жителями были преимущественно рабочие и бедняки. Тем не менее, представить Петербург без Обводного канала также сложно, как и без Невского проспекта и Васильевского острова – его меланхолия и индустриальная красота давно стали неотъемлемой частью облика нашего города.

История создания


По предположению инженеров XVIII века, наличие большого канала на периферии Петербурга смогло бы помочь значительно понизить уровень воды в Неве в центре города во время наводнений. К сожалению, на практике эта гипотеза не подтвердилась – Обводный канал не сумел справиться с ролью защитника от главного стихийного бедствия столицы. Но строительство его, тем не менее, оказалось не напрасным: он стал своеобразной южной границей города – на его заставах работал паспортный контроль, и досматривались привезенные в Петербург товары и грузы. К слову, роль защитника Обводный канал все-таки на себя примерил – правда, спасал он город не от наводнений, а от различных эпидемий, которые в то время были не редкостью.

Изначально искусственно созданный водоем назвали «Городским каналом», позднее он сменил название на «Городовой канал», которое тоже не прижилось слишком надолго – вскоре его переименовали в «Новый канал». Когда же к власти пришел Александр I, начался, пожалуй, самый важный этап в строительстве Обводного канала – император возложил на него функции транспортной магистрали, главной задачей которой было соединение Невы со взморьем. Что же касается постоянного названия водоема, то оно появилось благодаря его основному предназначению – канал своими водами, в буквальном смысле, «обводил» город с южной стороны.

После окончания строительства Петербург получил новую судоходную магистраль, во многом поспособствовавшую развитию города. Берега же самого канала, в свою очередь, начали активно застраиваться – преимущественно промышленными предприятиями. Российско-американская резиновая мануфактура «Треугольник», Российская бумагопрядильная мануфактура, Главный газовый завод, Новая бумагопрядильная мануфактура, Общество электрического освещения, Товарищество пиво- и медоваренного завода Ивана Дурдина – здания и корпуса этих фабрик и заводов и создали неповторимый архитектурный облик Обводного канала.

Появление большого количества промышленных предприятий и формирование жилых кварталов для рабочих не могло не повлиять на развитие инфраструктуры района: стали появляться больницы, ночлежные дома, кабаки и клубы. Сравнительно редко, но все же открывались традиционные доходные дома. Несмотря на это, Обводный канал по-прежнему оставался окраиной, жизнь в которой не сулила ничего хорошего.

Вот как, например, вспоминал об этом районе в первые десятилетия XX века известный художник Мстислав Добужинский: «Окрестности нашего жилища были мрачные, недалеко пролегал жуткий Обводный канал, а наша улица упиралась в Забалканский проспект, всегда грохочущий от ломовиков, полный суетливого люда, одна из самых безобразных и даже страшных улиц, настоящий Питер. В осеннюю липкую слякоть и унылый, на много дней зарядивший петербургский дождик, казалось, вылезали изо всех щелей петербургские кошмары и “мелкие бесы”, и я спешил пройти скорее угнетавшие меня места, подняв воротник до ушей и проклиная гнилую питерскую погоду, лужи и мокроту, забиравшуюся всегда в калоши».

Обводный канал глазами известных петербуржцев


Мрачная красота и индустриальная идиллия Обводного канала стала источником вдохновения для ряда творческих людей Петербурга. Так, знаменитый поэт и лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский родился в одном из домов на Обводном канале и даже непродолжительное количество времени ходил в местную школу – спустя год он назвал канал «полным индустриальным потусторонним миром». К слову, именно ему принадлежали слова, что «окраина – это начало мира, а не его конец». Известный кинорежиссер Алексей Учитель в 1990 году снимет короткометражную картину под названием «Обводный канал» – своеобразное размышление о том, где проходит грань между реальностью и безумием. Обводный канал в этом фильме является и фоном, и лейтмотивом, и главным героем. Недалеко от Обводного канала проживала и поэтесса Елена Шварц, которую называют одной из ведущих фигур ленинградской неофициальной культуры 70-80 годов.

Советский же поэт Николай Заболоцкий в 1928 году посвятил Обводному каналу стихотворение. Вот несколько строчек из него: «В моем окне на весь квартал Обводный царствует канал. Ломовики, как падишахи, коня запутав медью блях, идут, закутаны в рубахи, с нелепой важностью нерях. <…> А вкруг черны заводов замки, высок под облаком гудок. И вот опять идут мустанги на колоннаде пышных ног. И воют жалобно телеги, и плещет взорванная грязь, и над каналом спят калеки, к пустым бутылкам прислонясь».

В первой половине 80-х годов Обводный канал стал одним из центров ленинградской неофициальной культуры. Так, например, в 1981 году поэты Кирилл Бутырин и Сергей Стратановский организовали самиздатовский литературно-критический журнал, который так и назывался – «Обводный канал». Его авторами были такие известные литераторы, как Иосиф Бродский, Лев Рубинштейн, Елена Шварц, Виктор Кривулин и многие другие.

Легенды Обводного канала


Обводный канал всегда обладал какой-то особенной мрачной харизмой, поэтому совсем неудивительно, что с ним связано немало легенд. Согласно одной из них, в 1923 году при ремонте теплотрассы на месте впадения реки Волховки в Обводный канал были обнаружены гранитные плиты, под которыми находились древние скандинавские захоронения. К страшным находкам отнеслись весьма скептически – плиты использовали для создания поребриков на Лиговском проспекте, а останки попросту снесли на свалку. С этого года на Обводном канале начали твориться по-настоящему жуткие вещи.Так, например, в 1923 году 89 человек решили свести счеты с жизнью, сбросившись с моста, в 1933 году количество самоубийц увеличилось до 107 человек. Те же, кому удалось чудом выжить, рассказали, что в воду их манил чей-то голос, которому они не смогли не подчиниться. К слову, статистика следующих годов неизвестна, поэтому остается только гадать, с чем, на самом деле, были связаны эти трагедии. Подробнее об этой истории Вы можете прочитать в другом нашем

 

 

Это интересно: