→ Анализ столбчатых диаграмм. Построение диаграмм, графиков, их описание

Анализ столбчатых диаграмм. Построение диаграмм, графиков, их описание

  1. Откройте в меню-вкладку «Вставка» и кликните на иконку работы с гистограммой.

Вам будет предложено построение различными самыми популярными способами:

  • обычная гистограмма;
  • объемная;
  • линейчатая;
  • объемная линейчатая.

Можете навести на каждый из них и посмотреть примеры. Для просмотра других вариантов, нужно нажать на соответствующий пункт.

Обратите внимание на то, что в каждой категории есть несколько видов построения.

  1. При наведении на каждый пункт, помимо предварительного просмотра, также будет отображаться и краткая информация о назначении, чтобы пользователь смог сделать правильный выбор.
  1. Если выбрать «объемную гистограмму с группировкой», то можно получить следующий результат.

Гистограммы с накоплением

На этот раз придется добавить еще один столбец. Так как две колонки будут выглядеть точно так же, как в случае с группировкой.

Третья графа должна быть в виде цифр, а не текста, чтобы программа могла нормально сложить данные.

  1. Выделяем таблицу, нажимаем на кнопку «Гистограммы» и выбираем что-нибудь с накоплением.
  1. В результате этого вы увидите следующее.

Как видите, на этой гистограмме шкала по оси «y» отображается в процентах. Данный способ построения хорош тем, что можно увидеть сравнительную информацию.

  1. Статистика по каждому дню покажет, как между собой соотносятся продажи и затраты (в случае примера). Если вам неудобно работать с процентами, и хотите, чтобы данные были представлены в абсолютных величинах, то в этом случае нужно выбрать другой тип гистограммы.

Пакет «анализ данных»

Данная возможность в быстром доступе по умолчанию отсутствует. Для того чтобы вставить её на панель, необходимо сделать следующие действия.

  1. Нажмите на пункт меню «Файл».
  1. Кликаем на «Параметры».
  1. Далее переходим в «Надстройки».
  1. Убедитесь, что в «Управлении» выбран пункт «Надстройки Excel». После этого нажмите на кнопку «Перейти…».
  1. Поставьте галочку около «Пакет анализа» и нажмите на кнопку «OK».
  1. Переходим на главной панели на вкладку «Данные». В правой части ленты появится новая кнопка «Анализ данных».

Теперь рассмотрим процесс создания диаграммы по этой таблице. Для этого необходимо выполнить следующие действия.

  1. Нажмите на только что добавленную кнопку. Выберите пункт «Гистограмма» и кликните на «OK».
  1. После этого вы увидите следующее окно.
  1. Для того чтобы указать «Входной интервал», достаточно просто выделить таблицу. Данные подставятся автоматически.
  1. Теперь поставьте галочку около пункта «Вывод графика» и нажмите на кнопку «OK».
  1. В результате этого вы получите вот такую «Гистограмму» с анализом значений.

В этом случае оси x и y подбираются автоматически.

Красивый анализ введенных данных можно сделать прямо внутри в таблице.

  1. Для этого необходимо выделить ее, перейти на вкладку «Главная» и кликнуть на «Условное форматирование».
  1. В появившемся меню выберите пункт «Гистограммы». После этого появится большой список различных вариантов. Вы можете попробовать наложить любые цвета на свой вкус. Для этого достаточно навести указатель на один из предложенных шаблонов.
  1. В итоге получите красивую таблицу, в которой данные представлены градиентной заливкой.

В относительных единицах (заливке) намного проще анализировать информацию и тем самым определить, в какой ячейке максимальное или минимальное значение.

Дополнительные ряды распределения

Существуют и другие виды обработки статистических данных. К ним можно отнести:

  • Парето;
  • Полигон частот;
  • Кумуляты и т.д.

Большинство из них можно создавать готовыми шаблонами. Например, для создания «Диаграммы Парето» необходимо сделать следующее.

  1. Выделить таблицу.
  2. Перейти на вкладку «Вставить».
  3. Кликнуть на иконку «Вставка статистической диаграммы».
  4. Выбрать нужную заготовку.

Как оформить гистограмму

Как правило, большинству пользователей не нравится стандартный внешний вид создаваемых объектов. Изменить его очень просто.

  1. При выделении диаграммы в меню появляется новая вкладка «Конструктор».

Благодаря ей вы сможете сделать что угодно. Кроме этого, редактирование возможно через контекстное меню.

Сделав правый клик мыши по пустой области диаграммы, вы сможете:

  • скопировать или вырезать;
  • изменить тип;
  • выбрать другие данные;
  • переместить её;
  • повернуть объемную фигуру.

Рассмотрим некоторые варианты.

Копирование

Нажав на соответствующий пункт меню, всё содержимое гистограммы окажется в буфере обмена. После этого вы сможете вставить её в Ворде. Стоит отметить, что сделать то же самое можно при помощи сочетания клавиш Ctrl +C . Для вставки используем комбинацию Ctrl +V .

Смотрится очень красиво.

Для начала кликаем в контекстном меню на «Переместить диаграмму».

После этого появится окно, в котором можно указать назначение выбранного объекта.

Если выберете первый вариант, то он будет перемещен на новый лист.

Для этих манипуляций нужно выбрать следующий пункт.

Вследствие этого в правой части экрана появится дополнительная панель, в которой можно «поиграться» с двумя осями.

Таким способом можно придать еще больше объемного эффекта.

Подписываем объект

Если вы кликните на название, то справа отобразится панель для работы с текстом. Более того, появится возможность редактирования.

При желании вы можете добавить такие эффекты, как:

  • тень;
  • свечение;


Роль и место данной темы в курсе: в курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.

Основные вопросы темы:

  • Столбчатые диаграммы.
  • Чтение диаграмм.
  • Построение диаграмм.

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках: из курса математики в 5-м классе учащимся известно: понятие о диаграммах; чтение и построение круговых диаграмм.

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:

  • Столбчатые диаграммы (назначение, преимущества, недостатки);
  • Чтение диаграммы и решение задач по ней;
  • Анализ и сравнение данных;
  • Построение столбчатой диаграммы ручным способом и с помощью компьютера.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств.

Для проведения уроков по данной теме, благодаря интернет-ресурсам, можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.

Средства обучения(в том числе технические средства обучения)

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства.

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Microsoft Excel
  • Internet Explorer.

Ресурсы Интернет.

http://www.sekret1.info/

http://anti-smoking.ru/statistic

http://www.alkandtab.info/index7.html

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:

  • Презентации.
  • Таблицы.
  • Практические задания.
  • Раздаточный материал.

Ожидаемые результаты обучения.

Изучив тему «Столбчатые диаграммы» ученики должны:

  • Знать назначение, преимущества, недостатки столбчатых диаграмм.
  • Уметь читать и решать задачи по ней.
  • Выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме.
  • Интерпретировать количественную информацию, представленную в диаграмме.
  • Освоить построение диаграмм ручным способом и с помощью компьютера.
  • Применять построение диаграмм в практической деятельности.

Урок

Цель: познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами, их назначением и построением.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся понятие по теме: «Столбчатые диаграммы»;
  • Выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;
  • Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
  • Формировать ответственность;
  • Воспитывать познавательную активность.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;
  • Способствовать творческой деятельности учащихся;
  • Продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями.

Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства.

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Microsoft Excel
  • Internet Explorer.
  • Электронный учебник «Математика 5-11»

План-конспект.

I . Организационный момент.

II . Повторение ранее изученного материала.

а) Диаграммы – всякий чертёж, для геометрического или иного объяснения. (объяснительный чертёж или рисунок в красках для наглядного изображения какого либо явления в описательных науках, особенно в статистике).
б) виды диаграмм: линейные, круговые, столбчатые
в) Фронтальный опрос.

  1. Какой вид диаграмм вы изучили ранее(в 5 классе)?
  2. Что называется круговой диаграммой?
  3. Для чего и где используется круговая диаграмма?
  4. В чём заключается принцип построения диаграмм? Слайд 1.

III . Изучение нового материала.

Учитель : на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с одним из видов диаграмм – столбчатые диаграммы. Назначение столбчатых диаграмм: сравнение нескольких величин в нескольких точках. Чтобы наглядно сравнить какие-то цифровые данные, часто используют диаграммы. При их построении не обойтись без чисел, пропорциональных данным. /Учитель демонстрирует через проектор электронное учебное пособие «Математика 5-11, раздел «Чтение и построение диаграмм»./

Учитель : по данным диаграммы можно анализировать, сравнивать данные и решать задачи. Презентация к уроку. Слайд 2.

Данная диаграмма показывает количество банок мёда, съеденного Вини-Пухом за неделю в гостях у друзей. Используя диаграмму, ответьте на вопросы. Слайд 3.


Вопросы классу:

  1. В какой день Винни-Пух побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
  2. В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
  3. Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?
  4. На сколько больше банок мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?
  5. В какой день было съедено одинаковое количество мёда?
  6. Сколько в среднем съел бочонков мёда Винни-Пух? Почему в ответе применили округление?

Построение столбчатых диаграмм.

Учитель: рассмотрим два способа построения диаграмм.

Первый способ /ручной /: заключается в том, что для изображения чисел (величин) используется, как вы заметили столбики, высота которых пропорциональна этим числам.
/Учитель на доске показывает построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров»/.

Второй способ /с помощью компьютера /: заключается в построении столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel. /Учитель демонстрирует через проектор построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров» с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel/. Слайд 4.

IV . Практическая работа /в группах/.

1-я группа выполняет построение столбчатой диаграммы по карточке- заготовке, ручным способом, используя линейку, цветные карандаши.

2-я группа выполняет построение на компьютере с помощью электронного учебного пособия «Математика 5-11», раздел «Анализ данных» (можно с помощью Excel).

Карточка №1

Инструкция.

1. По данным таблицы постройте столбчатую диаграмму, для этого:

1.1. Изобразите данные числа столбиками, высоты которых пропорциональны этим числам: отрезок длиной 1 см будет изображать число 10, 10 см – число 100 и т.д.

2. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.

Карточка №2

Построить столбчатую диаграмму выпадения осадков /мм/ за год в Чистополе.

Инструкция.

1. Воспользуйтесь данными и постройте таблицу в Excel.

2. По введённым данным постройте диаграмму, для этого:

2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите «Мастер диаграмм».

2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – гистограмма.

2.3. На 2-м шаге введите заголовок диаграммы.

2.4. На 3-м шаге выберите размещение диаграммы на отдельном листе.

3. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.

Диаграмма выводится на экран с помощью проектора для обмена информацией и обсуждения результатов. Слайд 4.

V . Итоги урока.

Для чего используются столбчатые диаграммы?

Какой способ построения диаграмм более рациональный? Почему?

Выполнить упражнения №5, 6,7 из ЭУ «Математика 5-11».

VI . Домашняя работа.

  1. Найти информацию в СМИ, Интернет-ресурсах

4.5. Диаграммы структуры

Вторую большую группу показательных графиков составляют структурные диаграммы. Это такие диаграммы, в которых отдельные статистические совокупности сопоставляются по их структуре, характеризующейся соотношением разных параметров совокупности или ее отдельных частей.

Простейшим видом структурных статистических диаграмм являются диаграммы удельных весов, отражающие структуры сравниваемых совокупностей по процентному соотношению в них отдельных частей, выделяемых по тому или иному количественному или атрибутивному признаку (рис. 13). Эти диаграммы получены путем преобразования простой полосовой диаграммы с подразделенными полосами. Полосовые диаграммы удельных весов могут вскрыть экономические существенные особенности многих изучаемых экономических явлений.

Необходимо изобразить графически следующие данные, характеризующие структуру потребительских расходов населения в N-ом регионе за 2008-2009 гг.:

Таблица 6

Показатели

Все потребительские расходы

В том числе:

Продукты питания

Непродовольственные товары

Алкогольные напитки

Оплата услуг

Изобразим эти данные графически в виде полосовой диаграммы, цель которой показать изменение удельных весов потребительских расходов населения за два года.


Рис. 13. Динамика удельного веса потребительских расходов населения в N-ом регионе за 2008-2009 гг

Значительными преимуществами полосовых структурных диаграмм по сравнению с другими видами является их большая емкость, возможность отразить на небольшом пространстве большой объем полезной информации.

Другой широко распространенный метод графического изображения структуры статистических данных заключается в составлении структурных круговых или секторных диаграмм (рис. 14). Секторные диаграммы удобно строить следующим образом: вся величина явления принимается за сто процентов, рассчитываются доли отдельных частей в процентах. Круг разбивается на секторы пропорционально частям изображаемого целого. Таким образом, на 1% приходится 3,6 градуса. Для получения центральных углов секторов, изображающих доли частей целого, необходимо их процентное выражение умножить на 3,6 градуса. Секторные диаграммы позволяют не только разделить целое на части, но и сгруппировать отдельные части, давая как бы комбинированную группировку долей по двум признакам (см. рис. 14).

Рассмотрим построение секторной диаграммы по данным, представленным в таблице 7.

Таблица 7

Количество телевизоров в городской семье N-го региона в 2009 г.

Количество телевизоров

ни одного

три и более

Доля группы к итогу, (%)

Построение секторной диаграммы начинается с определения центральных углов секторов. Для этого процентное выражение отдельных частей совокупности умножим на 3,6 градуса, т.е. 2 · 3,6 = 7,2 o ; 50 · 3,6 = 180 o ; 39 · 3,6 = 140,4 o ; 9 · 3,6 = 32,4 o . По найденным значениям углов круг делится на соответствующие сектора (рис. 14а).


Рис. 14 а. Удельный вес количества телевизоров в городской семье N-го региона в 2009 году (простая структурная диаграмма)


Рис. 14 б. Удельный вес количества телевизоров в городской семье N-го региона в 2009 году (структурная диаграмма с группировкой долей)

На рис. 14 а,б представлены два варианта структурной секторной диаграммы: а) простая; б) с группировкой долей.

Вариант б) помимо общего деления, показывает две специфические группы семей:

    семьи, имеющие два телевизора и больше;

    семьи, имеющие меньше двух телевизоров.

Такой тип диаграммы удобен для выделения отдельных, наиболее типичных групп совокупности. Так, в данном случае - это группа семей, имеющих менее двух телевизоров.

Каждая доля (сектор, группа секторов), выделенная из круга, строится на биссектрисе общего угла доли, т.е. центр дуги этой доли принадлежит биссектрисе и находится на заданном расстоянии от общего центра диаграммы. При большом числе долей, группировка дает хорошие результаты, позволяя лучше различать по своему весу нужные элементы совокупности.

Секторные диаграммы выглядят убедительно при существенных различиях сравниваемых структур, а при небольших различиях они могут быть недостаточно выразительны.

4.6. Диаграммы динамики

Для изображения и внесения суждений о развитии явления во времени строятся диаграммы динамики. В рядах динамики используются для наглядного изображения явлений многие диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и другие. Выбор вида диаграмм зависит в основном от особенностей исходных данных, от цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколькими неравноотстоящими уровнями во времени (1913, 1940, 1950, 1980, 2008, 2010 гг.), то часто для наглядности используют столбиковые, квадратные или круговые диаграммы. Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, но не годны для изображения большого числа уровней, так как громоздки, и если число уровней в ряду динамики велико, то целесообразно применять линейные диаграммы, которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломаной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать: когда целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; когда наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней.

Для построения линейных диаграмм используют систему прямоугольных координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т.д.), а по оси ординат наносят масштабы для отображения явлений или процессов. Особое внимание следует обратить на масштаб осей координат, так как от этого зависит общий вид графика. Обеспечение равновесия, пропорциональности между осями координат необходимо в диаграмме, так как нарушение равновесия дает неправильное изображение развития явления. Если масштаб для шкалы на оси абсцисс очень растянут по сравнению с масштабом на оси ординат, то колебания в динамике явлений мало выделяются, и наоборот, преувеличение масштаба по оси ординат по сравнению с масштабом на оси абсцисс дает резкие колебания. Если в ряду динамики данные за некоторые годы отсутствуют, это должно быть уточнено при построении графика. Равным периодам времени и размерам уровня должны соответствовать равные отрезки масштабной шкалы.

Рассмотрим построение линейной диаграммы на основании данных таблицы 8

Таблица 8

Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 2000-2009 гг.

Млн. тонн

Изображение динамики валового сбора зерновых культур на координатной сетке с неразрывной шкалой значений, начинающихся от нуля, вряд ли целесообразно, так как 2/3 поля диаграммы остается неиспользованным и ничего не дает для выразительности изображения. Поэтому в данных условиях рекомендуется строить шкалу без вертикального нуля, то есть шкала значений разрывается недалеко от нулевой линии и на диаграмму попадает лишь часть возможного поля графика. Это не приводит к искажениям в изображении динамики явления и процесс его изменения рисуется диаграммой более четко (рис. 15).

Рис. 15. Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 2000-2009 гг

Нередко на одном линейном графике приводится несколько кривых, которые дают сравнительную характеристику динамики различных показателей или одного и того же показателя в разных странах. Примером графического изображения сразу нескольких показателей может служить рис. 16.

Рис. 16. Динамика производства никеля и цинка в регионе за 2000-2009 гг

Линейные диаграммы с равномерной шкалой имеют один недостаток, снижающий их познавательную ценность. Этот недостаток заключается в том, что равномерная шкала позволяет измерять и сравнивать только отраженные на диаграмме абсолютные приросты или уменьшения показателей на протяжении исследуемого периода. Однако при изучении динамики важно знать относительные изменения исследуемых показателей по сравнению с достигнутым уровнем или темпы их изменения. Именно относительные изменения экономических показателей в динамике искажаются при изображении их на координатной диаграмме с равномерной вертикальной шкалой. Кроме того, в обычных координатах теряет всякую наглядность и даже становится невозможным изображение рядов динамики с резко изменяющимися уровнями, которые обычно имеют место в динамических рядах за длительный период времени.

В этих случаях следует отказаться от равномерной шкалы и положить в основу графика полулогарифмическую систему.

Полулогарифмической сеткой называется сетка, в которой на одной оси нанесен линейный масштаб, а на другой логарифмический. В данном случае логарифмический масштаб наносится на ось ординат, а на оси абсцисс располагают равномерную шкалу для отсчета времени по принятым интервалам (годам, кварталам, месяцам, дням и прочее). Техника построения логарифмической шкалы следующая: необходимо найти логарифмы исходных чисел; начертить ординату и разделить на несколько равных частей. Затем нанести на ординату (или равную ей параллельную линию) отрезки, пропорциональные абсолютным приростам этих логарифмов. Далее записать соответствующие логарифмы чисел и их антилогарифмы, например (0,000; 0,3010; 0,4771; 0,6021; ... ; 1,000, что дает 1, 2, 3, 4 ..., 10). Полученные антилогарифмы окончательно дают вид искомой шкалы на ординате. Логарифмический масштаб лучше понять на примере.

Допустим, нужно изобразить на графике динамику производства электроэнергии в регионе за 1985 - 2009 гг., за эти годы оно возросло в 9,1 раза. С этой целью находим логарифмы для каждого уровня ряда (см. таблицу 9).

Таблица 9

Динамика производства электроэнергии в регионе за 1975 - 2004 гг. (млрд. кВт. ч.)

Найдя минимальное и максимальное значения логарифмов производства электроэнергии, строим масштаб с таким расчетом, чтобы все данные разместились на графике. В соответствии с масштабом находим соответствующие точки, которые соединим прямыми линиями. В результате получим график (рис. 17) с использованием логарифмического масштаба на оси ординат.

Рис. 17. Динамика производства электроэнергии в регионе за 1980-2009 гг

К диаграммам динамики относятся и радиальные диаграммы, построенные в полярных координатах и предназначенные для отражения процессов, ритмически повторяющихся во времени. Чаще всего эти диаграммы применяются для иллюстрации сезонных колебаний, и в этом отношении они имеют преимущество перед статистическими кривыми. Радиальные диаграммы делятся на два вида: замкнутые и спиральные. Эти два вида диаграмм отличаются друг от друга по технике построения, все зависит от того, что взято в качестве базы отсчета - центр круга или окружность.

Замкнутые диаграммы отражают весь внутригодичный цикл динамики одного года. Их построение сводится к следующему: вычерчивается круг, среднемесячный показатель приравнивается к радиусу этого круга, затем весь круг делится на двенадцать равных секторов, посредством проведения радиусов, которые изображаются в виде тонких линий. Каждый радиус изображает месяц, причем расположение месяцев аналогично циферблату часов. На каждом радиусе делается отметка в определенном месте, согласно масштабу, исходя из данных на соответствующий месяц. Если данные превышают среднегодовой уровень, то отметка делается вне окружности на продолжении радиуса. Затем отметки различных месяцев соединяются отрезками.

Необходимо изобразить с помощью замкнутой диаграммы объем выпущенных депозитных сертификатов по месяцам года (рис. 18).

Таблица 10

Объем выпущенных депозитных сертификатов на начало
месяца за 2009 год

Депозитные сертификаты - всего, млн.руб

Продолжение табл. 10


Рис. 18. Объем выпущенных депозитных сертификатов за 2009 г

Если в качестве базы отсчета берется окружность, такого рода диаграммы называются спиральными. Спиральные диаграммы отличаются от замкнутых тем, что в них декабрь одного года соединяется не с январем данного же года, а с январем следующего года. Это дает возможность изобразить весь динамический ряд за несколько лет в виде одной кривой. Особенно наглядна такая диаграмма тогда, когда наряду с сезонным ритмом ряд обнаруживает неуклонный рост из года в год.

Для отображения зависимости одного показателя от другого строится диаграмма взаимосвязи. Один показатель принимается за X, а другой за Y (т.е. функцию от X). Строится прямоугольная система координат с масштабами для показателей, в которой вычерчивается график. На рисунке 19 показана взаимосвязь между стоимостью основных производственных фондов и уровнем затрат на реализацию продукции.


Рис. 19. Зависимость уровня затрат на реализацию продукции от стоимости основных производственных фондов

Построенный выше график показывает, что с увеличением стоимости основных производственных фондов происходит увеличение затрат на реализацию продукции и данная зависимость двух показателей будет определяться линейной связью.

4.7. Статистические карты

Карты статистические представляют собой вид графических изображений статистических данных на схематичной географической карте, характеризующих уровень или степень распространения того или иного явления на определенной территории.

Средствами изображения территориального размещения являются штриховка, фоновая раскраска или геометрические фигуры. Различают картограммы и картодиаграммы.

Картограмма - это схематическая географическая карта, на которой штриховкой различной густоты, точками или окраской различной степени насыщенности показывается сравнительная интенсивность какого-либо показателя в пределах каждой единицы нанесенного на карту территориального деления (например, плотность населения по областям или республикам, распределение районов по урожайности зерновых культур и т.п.). Картограммы делятся на фоновые и точечные.

Картограмма фоновая - вид картограммы, на которой штриховкой различной густоты или окраской различной степени насыщенности показывают интенсивность какого-либо показателя в пределах территориальной единицы. Картограмма точечная - вид картограммы, где уровень какого-либо явления изображается с помощью точек. Точка изображает одну единицу совокупности или некоторое их количество, чтобы показать на географической карте плотность или частоту появления определенного признака.

Вторую большую группу статистических карт составляют картодиаграммы, представляющие собой сочетание диаграмм с географической картой. В качестве изобразительных знаков в картодиаграммах используются диаграммные фигуры (столбики, квадраты, круги, фигуры, полосы), которые размещаются на контуре географической карты. Картодиаграммы дают возможность географически отразить более сложные статистико-географические построения, чем картограммы.

Развитие вычислительной техники и прикладного программного обеспечения сделало возможным создание географических информационных систем (ГИСов), которые представляют собой качественно новый этап в графическом представлении информации. Географическая информационная система - это система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных. ГИС включает в себя большое количество графических и тематических баз данных в соединениями с модельными и расчетными функциями, которые позволяют представлять информацию в пространственном (картографическом) виде, получать в различном масштабе многослойные электронные карты региона. По территориальному охвату различают следующие виды ГИС: глобальные, субконтинентальные, государственные, региональные и локальные. Предметная ориентация ГИС определяется решаемыми с ее помощью задачами, среди которых могут быть инвентаризация ресурсов, анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование.

Отчет

И др. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. – М.: Финансы и статистика , 2005.-256 с.: ил... в общеобразовательном учреждении Сетевая образовательная программа «Практикум по Добрострою». Содержание . Хартия "Об участии молодежи...

  • Практикум по дисциплине интернет-технологии для бизнеса

    Автореферат диссертации

    ... Практикум по дисциплине «Интернет-технологии для бизнеса» - М. Московский государственный университет экономики, статистики ... Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2003 Содержание Введение 4 1. Практическое занятие...

  • Практикум по синхронному переводу с русского языка на английский (с

    Документ

    Представляет собой единую по содержанию , но смешанную по форме - письменную... многих государств. Впечатляющая статистика : количество наркоманов в... 194 Линн Виссон Практикум по синхронному переводу с...

  • Основное назначение структурных диаграмм заключается в графическом представлении состава статистических совокупностей, характеризующихся как соотношение различных частей каждой из совокупностей. Состав статистической совокупности графически может быть представлен с помощью как абсолютных, так и относительных показателей. В первом случае не только размеры отдельных частей, но и размер графика в целом определяются статистическими величинами и измеряются в соответствии с изменениями последних. Во втором – размер всего графика не меняется (так как сумма всех частей любой совокупности составляет 100%), а меняются только размеры отдельных его частей (рис.2.4.2.8). Графическое изображение состава совокупности по абсолютным и относительным показателям способствует проведению более глубокого анализа и позволяет проводить международные сопоставления и сравнения социально – экономических явлений.

    Рис 2.4.2.8. Структура стоимости минимального набора продуктов питания в России в сентябре 2010 г. и сентябре 2011 г.

    В качестве графического образа для изображения структуры совокупностей применяются прямоугольники – для построения столбиковых и полосовых диаграмм и круги – для построения секторных диаграмм.

    Чтобы построить диаграмму, отражающую структуру сравниваемых совокупностей по соотношению в них отдельных видов, ряд абсолютных показателей заменяется рядом относительных величин. В этом случае каждая из полос диаграммы будет иметь одинаковую длину, так как при переходе к относительным величинам погашаются различия в абсолютных размерах совокупностей. В тоже время структурные различия проявляются значительно отчетливее. Пример полосовой диаграммы структуры представлен на рис.2.4.2.9.

    Графическое изображение структуры с помощью столбиковых (полосовых) диаграмм позволяет изучить особенности многих изучаемых экономических явлений.

    Рис.2.4.2.9. Структура продажи основных товаров в 2009 г.

    Применение секторных диаграмм позволяет не только графически изобразить структуру совокупности и её изменение, но и показать динамику численности этой совокупности. Для этого строятся круги, пропорциональные объёму изучаемого признака, затем секторами выделяются его отдельные части.

    Приведём пример построения секторной диаграммы (рис.2.4.2.10).

    Рис.2.4.2.10. Распределение оборота общественного питания в 2009 г., %.

    Рассмотренные способы графического изображения структуры совокупности имеют как достоинства, так и недостатки.

    Так, секторная диаграмма сохраняет наглядность и выразительность лишь при небольшом числе частей совокупности, в противном случае её применение малоэффективно. Кроме того, наглядность секторной диаграммы снижается при незначительных изменениях структуры изображаемых совокупностей: она выше, если имеются существенные различия сравниваемых структур. Преимуществом столбиковых (ленточных) структурных диаграмм, по сравнению с секторными, являются их большая ёмкость, возможность отразить более широкий объём полезной информации.

    Статистические графики отличаются большим разнообразием. В зависимости от способа построения их можно разделить на две большие группы: 1) диаграммы и 2) статистические карты.

    Диаграммы - это условное изображение числовых величин и их соотношений с помощью геометрических знаков. Термин "графика" тождественный термину "статистический график". Диаграммы являются наиболее распространенным видом графиков. Выделяют такие основные виды диаграмм: линейные, столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, радиальные, треугольные, фигурные, знак Варзара и др.

    в Зависимости от круга решаемых задач все диаграммы можно разделить на диаграммы сравнения, структуры и динамики.

    Рассмотрим методику и технику построения статистических графиков, которые чаще всего применяются на практике.

    самым Распространенным видом показательных диаграмм являются линейные диаграммы, которые используются в основном для характеристики динамических рядов и рядов распределения. Наряду с этим линейные диаграммы широко используются для изучения взаимосвязей между явлениями, сравнение нескольких показателей, хода исполнения планов и т.д.

    Линейные диаграммы дают возможность изображать явления в виде линий, которые соединяют точки, расположенные в координатном поле. Ломаные линии, образующиеся показывают характер развития явления во времени или особенности его распределения по величине какого-либо признака, или связи явлений.

    По способу построения - это графики с равномерной (арифметическим) шкале. При их построении используют прямоугольную систему координат. Расположение любой точки в этой системе определяется двумя параметрами - абсциссой и ординатой. Иногда поле в пределах осей координат для удобства нанесения геометрических знаков и чтения графика покрывается горизонтальными и вертикальными линиями, проведенными по принятому масштабу. Эти линии образуют координатную числовую сетку.

    На горизонтальной оси (ось абсцисс) откладывают одинаковые по длине отрезки, отражающие периоды (годы, месяцы, декады, дни и т.д.). На вертикальной оси (ось ординат) в определенном масштабе наносят значения исследуемой величины. На пересечении перпендикуляров соответствующих значений исследуемого признака и временных дат до осей координат получают точки. Ломаная линия, соединяющая эти точки, характеризует изменение исследуемого явления во времени.

    Построение простой линейной диаграммы рассмотрим на следующем примере (табл. 12.1).

    Таблица 12.1. Динамика производства молока в агрофирме за 2001 - 2010 гг.

    производство

    В прямоугольной системе координат на вот абсцисс нанесем показатели времени (годы с 2001 по 2010), принимая масштаб летнего периода равен 1 см. Тогда длина горизонтальной шкалы будет равна 10 см (1 см х 10 лет). На оси ординат исходя из оптимального соотношения осей ординат и абсцисс как 1: 1,5, то есть длиной 6,7 см (10: 1,5), нанесем в определенном масштабе значения валового производство молока от 26 до 38 тыс. ц. Возьмем 1 см за 2 тыс. ц. При этом для большей наглядности на оси ординат сделаем разрыв, поскольку минимальное значение производства молока значительно отличается от нуля. На поле графика точками отложим соответствующие значения валового производства молока по годам. Полученные точки соединим отрезками прямой линии (рис. 12. 1).

    Построенный график показывает постоянный рост производства молока. Ломаная кривая, которая имеет небольшие взлома, непрерывно направляется вверх.

    Линейные диаграммы могут быть построены с целью изучения взаимосвязей между двумя признаками: результативным и факторным (например, между урожайностью и качеством почв). При этом на оси абсцисс откладывают

    Рис. 12.1. Динамика валового производства молока в агрофирме за 2001 - 2010 гг.

    значение факторного признака (качества почв), а на оси ординат - значения результативного признака (урожайности).

    Линейные диаграммы удобны для изображения нескольких параллельных рядов с целью их сравнения (например, динамики продуктивности коров и уровня кормления или других качественно отличительных признаков). В этом случае строят две (при двух признаках) или несколько шкал. Вторую шкалу строят справа.

    Особое место имеют линейные диаграммы со специальными базовыми линиями. Наиболее типичными являются два случая. В первом случае значение вертикальной шкалы в начале координат принимают за 100%, то есть линия, выходящая из этой точки, отображает уровень базисной величины, которая равна 100%. Все значения величин, которые превышают базисную, располагают выше этой линии, а значения, которые менее уровня базисной величины, располагают ниже.

    Во втором случае при изображении отклонений от среднего значения уровня (чаще в процентах) базовая линия, которая характеризует средний уровень, является нулевой. Положительные отклонения (превышения) от среднего уровня откладывают выше этой линии, отрицательные - ниже.

    Диаграммы в виде вертикальных столбиков и лент являются наиболее простыми и достаточно эффективными для анализа социально - экономических явлений видом графического изображения.

    Столбиковые и ленточные диаграммы преимущественно применяются для сравнения различных показателей в пространстве и во времени, а также анализа структуры явлений.

    Столбиковые диаграммы - это графики, в которых различные величины представлены в виде столбиков одинаковой ширины, которые расположены друг от друга на одинаковом расстоянии или плотно. Если колонки расположены не по вертикали, а по горизонтали, то такие диаграммы называются ленточными.

    Основа сравнения в столбиковых и ленточных диаграммах - линейная (одномерная). Высота столбиков и длина лент в соответствии с принятым масштабом пропорциональна величине изображаемых явлений.

    При построении столбиковых (ленточных) диаграмм нужно придерживаться таких основных правил. Основания столбиков (лент) должны быть равными. Столбики (ленты) могут быть размещены на одинаковом расстоянии друг от друга или плотно. Конечно соблюдают правила, чтобы ширина зазоров была вдвое меньшей ширины самих столбиков (лент). Высота столбиков и длина лент должны строго соответствовать изображаемым цифрам.

    Рекомендуется включение в диаграмму масштабной шкалы, которая дает возможность определить высоту столбика и длину ленты. Шкала может совпадать с гранью первого столбца или ленты или располагаться на отдельной линии слева (в столбиковой диаграмме) или в верхней части (в ленточной диаграмме). Шкала, по которой устанавливается высота столбиков или длина лент должна быть непрерывным и начинаться с нуля. Надписи и указания цифр в конце столбиков (лент) делать не рекомендуется, ибо это может создать зореве удлинение столбиков (лент). Цифры показателей лучше всего писать внутри столбиков (лент), или расположить в один ряд над ними на уровне окончания шкалы по оси ординат.

    Столбики (ленты) для лучшей наглядности могут быть закрашены краской сплошной, если столбик (лента) отражает целое явление, или несколькими красками, если изображаются сравнения различных структур явлений, каждому из которых отведена часть столбика (ленты).

    Ленточной диаграммой можно изображать то же самое что и стовпчиковою. Однако вертикальные столбики лучше лент, если числа выражают идею высоты (уровень роста) и если небольшие пояснительные надписи к каждому столбику. Горизонтальные ленты нагляднее, если изображаемые величины выражают идею подовженості (автомобильных дорог, рек и т.п.) и если пояснительный текст к ним небольшой.

    Столбиковые и ленточные диаграммы лучше линейные прежде всего в тех случаях, когда сравниваемых величин не так много, нарушается непрерывность во времени (сравнивают не смежные периоды) и нужно обратить внимание не на относительное изменение, а на абсолютную величину сравниваемых уровней.

    Порядок построения столбиковой диаграммы покажем на следующем примере (табл. 12.2).

    Таблица 12.2. Посевные площади сельскохозяйственных культур в TOB района за 2009 и 2010 гг., тыс. га

    Сравним с помощью столбиковой диаграммы общую посевную площадь в TOB района за 2009 и 2010 гг., которая соответственно составила 55,0 и 60,0 тыс. га.

    Для этого на оси абсцисс построим два столбика с основами по 3 см на расстоянии 1 см друг от друга. Масштаб на оси ординат примем равным такому соотношению: 10 тыс. га на 1 см. Цифры, характеризующие общий размер посевной площади, напишем в середине столбиков. Для наглядности столбики рекомендуется закрасить или заштриховать.

    Построим столбиковая диаграмма (рис. 12.2).

    Рис. 12.2. Посевные площади в TOB района за 2009 и 2010 гг.

    Столбчатая диаграмма может быть использована не только для характеристики общего размера и структуры того или иного явления. При

    построении столбиковой структурной диаграммы высоту столбика принимают за 100% и делят на части пропорционально структуре явлений (табл. 12.3).

    Таблица 12.3. Структура посевных площадей в ООО района за 2009 и 2010 гг.

    Чтобы облегчить чтение и анализ таких диаграмм, отдельные составные части раскрашивают разным цветом или штриховкой.

    Используя данные табл. 12.3, построим столбиковая структурную диаграмму (рис. 12.3).

    Под круговыми (квадратными) диаграммами понимают графики, которые выражают однородные величины через площади кругов (квадратов).

    Чтобы построить круговую и квадратную диаграмму из сравниваемых статистических величин нужно извлечь квадратные корни, а потом изобразить круги и квадраты со сторонами, пропорциональными полученным результатам.

    Сравним между собой за 2010 г размер посевных площадей технических (4,0 тыс. га), картофеля и овоще-бахчевых (3,3 тыс. га) культур. Корни квадратные из посевных площадей соответственно составляют =2,0 и ^/3,3 =1,8.

    Рис. 12.4. Посевные площади технических, картофеля и овоще-бахчевых культур в TOB района в 2010 г.

    тот, кто читает диаграмму по-разному ее воспринимает, принимая за сравнение или высоту фигуры, или ее площадь.

    В связи с этим предпочтение следует отдавать основном одномерным (линейным) сравнением, используя для этих целей столбиковые или ленточные диаграммы.

    диаграмма представляет собой круг, разделенный радиусами на отдельные секторы, каждый из которых характеризует удельный вес соответствующей части в общем объеме изображаемой величины. Круговые диаграммы используются преимущественно для характеристики структуры явлений. При сравнении различных структур общие площади кругов принимают одинаковыми. Каждый сектор выделяют цветом или штриховкой; кроме того в каждом секторе нередко дают и цифровое обозначение его удельного веса. При малом угле сектора экспликация к нему указывается стрелкой.

    При построении круговой диаграммы круг разделяют на секторы, площади которых пропорциональны долям частей исследуемого явления. Площадь круга изображает общий размер явления и принимают ее равной 100% или 3600. Перед построением диаграммы абсолютные величины переводят в проценты, а проценты в градусы. Каждый процент равен 3,6° (360:100).

    Последовательность размещения секторов определяется их величиной: самый большой размещается сверху, а остальные - по ходу часовой стрелки в порядке уменьшения.

    В круговой диаграмме можно в основной круг вписать малый круг, указав в нем базу, равную 100%.

    Иногда вместо круга используют напівкруги, разделены на секторы, где 1% равен 1,80.

    Круговые диаграммы наглядные только тогда, когда исследуемая совокупность разделяется не более как на 4 - 5 секторов и наблюдается значительная структурная дифференциация. Если совокупность делится на большее количество секторов и структурная дифференциация незначительна, то для изображения структуры явлений целесообразно применять столбиковая или ленточную диаграмму.

    Построение круговой диаграммы покажем на примере данных табл. 12.3. Для построения круговой диаграммы используем данные этой таблицы и условные обозначения рис. 12.3. С помощью транспортира найдем нужные углы и поделим одинаковые круги на сектора. Для лучшей наглядности графика секторы круга изобразим разной штриховкой (рис. 12.5).

    Рис. 12.5. Структура посевных площадей в ООО района в 2009 и 2010 гг.

    Радиальные диаграммы используются для изображения явлений, которые периодически изменяются во времени (преимущественно сезонных колебаний). Для их построения используют полярную систему координат. Круг делится на 12 равных частей, каждая из которых означает определенный месяц. Величину радиуса берут за среднемесячный уровень (100%) и соответственно к этому масштаба на лучах, начиная от центра круга, откладывают отрезки, изображающие месячные уровне. Концы этих отрезков соединяют между собой, в результате чего образуется замкнутая фигура дванадцятикутник, характеризующий сезонные колебания изучаемого явления.

    В радиальной диаграмме за вот абсцисс берут круг, а за вот ординат - его радиусы, которые являются носителями масштабной шкалы с точкой отсчета от центра круга.

    в Зависимости от того, какой изображается цикл исследуемого явления - замкнутый или продолжаемое (из периода в период) - различают замкнутые и спиральные радиальные диаграммы. Например, если изображаются данные по месяцам за несколько лет, то при соединении уровня декабря данного года с уровнем января этого же года диаграмма будет замкнутой; при соединении уровня декабря данного года с уровнем января следующего года образуется спиральная диаграмма. Спиральная диаграмма применяется в том случае, если наряду с сезонными колебаниями происходит систематический рост исследуемого явления.

    Проиллюстрируем построение замкнутой радиальной диаграммы на следующем примере (табл. 12.4).

    Определим средний уровень ряда динамики - среднемесячное производство молока:

    Таблица 12.4. Производство молока в агрофирме по месяцам 2010 г.

    Месяц

    Производство молока, тыс. т

    Показатели сезонности, %

    Длина радиуса, см

    Вместе

    Рассчитаем показатели сезонности как отношение уровня каждого месяца в процентах к среднемесячному. Например, для января(1526: 2000) -100 = 76,3%, для февраля (1616: 2000) o 100 = 80,8% и т.д.

    Вычислим длину радиуса для каждого месяца, приняв среднемесячный уровень равным 3 см. Тогда величина радиуса для января составит (3 -76,3) : 100 = 2,3 см, для февраля - (3 -80,8) : 100 = 2,4 см и т.д.

    График показывает, что наибольшее производство молока наблюдается в мае - августе, а меньше всего - в декабре - марте.

    Построим радиальную диаграмму (рис. 12.6).

    Рис. 12.6. Сезонность производства молока в агрофирме

    Особой разновидностью плоскостных диаграмм являются графические статистические знаки, предложенные российским статистиком В.Е. Варзаром (1851 - 1940 гг.). в Знак Варзара представляет собой плоскостную диаграмму в виде прямоугольника. Этот вид диаграмм используют для изображения показателей, которые являются результатом перемножения двух других связанных между собой показателей - факторов.

    Применение знаков Варзара эффективно для анализа показателей валового производства за складаючими (в растениеводстве - за урожайность и площадь, в животноводстве - продуктивность одной головы и поголовья) и других сложных показателей с выявлением роли отдельных факторов. Так, например, при помощи знаков Варзара можно графически изобразить динамические и территориальные изменения таких показателей как валовой сбор сельскохозяйственных культур (произведение урожайности на посевную площадь), валовая продукция (произведение производительности труда - производство продукции на одного работника - на численность работников), объем грузоперевозок (произведение выработки на одну автомашину на среднесписочную численность автомашин) и т.д.

    Знак Варзара строят в виде прямоугольника, основание и высота которого определяются по масштабу двумя факторами - співмножниками, а площадь - величине результативного показателя - добутка. Построение знака Варзара (рис. 12.7) рассмотрим на следующем примере (табл. 12.5).

    Таблица 12.5. Поголовье, продуктивность коров и валовой надой молока в ООО

    Для построения диаграммы примем такой масштаб: по оси ординат (надой на корову) 10 ц на 1 см, по оси абсцисс (среднегодовое поголовье) - 100 голов на 1 см.

    Рис. 12.7. Поголовье, продуктивность коров и валовой надой молока в ООО

    Как видно из рис. 12.7., валовой надой молока в двух TOB одинаковый, но в TOB №1 его получили от меньшего поголовья за счет более высокой продуктивности коров.

    Линейные напівлогарифмічні диаграммы (графики отношений) строят таким образом, чтобы одна из шкал отражалась как логарифмическая, а вторая - как арифметическая. В данном случае логарифмический масштаб наносится на оси

    ординат, а на оси абсцисс располагают равномерную (арифметическую) шкалу для отсчета времени по принятым интервалам (годы, месяцы, дни и т.д.).

    Логарифмический масштаб характерен тем, что в нем отрезки шкалы пропорциональны не изображаемым числовым величинам, а их логарифмам.

    Напівлогарифмічні диаграммы целесообразно и эффективно применять для сравнения относительных изменений в динамических рядах с существенно различными абсолютными уровнями. Этот вид диаграмм имеет особую ценность для изображения пропорциональных и процентных отношений, поскольку на этом графике угол наклона кривой выражает относительные изменения, например темпов роста.

    Разности ординат точек кривой (их прирост) пропорциональны темпам роста, так же как и на обычной шкале эти ординаты пропорциональны уровням ряда. Итак, по логарифмической шкале можно определить процентное отношение между любыми ее точками.

    Преимущество напівлогарифмічних диаграмм в анализе рядов динамики заключается в том, что они дают более правильное представление о темпах динамики. Поэтому линейные напівлогарифмічні диаграммы называют диаграммами темпов. Диаграмма с равномерной арифметической шкале правильно передает абсолютные приросты объемов того или иного явления, а относительные приросты (темпы) искажает. Так, если производство продукции растет равномерно, увеличиваясь из года в год, например, на 3%, то это означает, что абсолютные годовые приросты будут все время увеличиваться. На равномерной координатной сетке линия динамики будет иметь вид возрастающей кривой, а на напівлогарифмічній - вид прямой. Напівлогарифмічний график правильнее покажет темпы изменения исследуемого явления, что имеет большое значение для анализа динамики, особенно за длительный период.

    Проиллюстрируем это на следующем примере. На рис. 12.8 изображен рост урожайности кукурузы на зерно в 2010 г. по сравнению с 2002 г. двух предприятий: предприятия №1 с 20 до 30 ц/га и предприятия №2-с 40 до 60 ц/га.

    Рис. 12.8. Напівлогарифмічна (А) и арифметическая (Б) линейные диаграммы динамики урожайности кукурузы на зерно

    В обоих предприятиях одинаковый темп роста урожайности, то есть увеличение в 1,5 раза, что улавливается напівлогарифмічною диаграммой (рис. 12.8, А) без расчета относительных величин, а на арифметической диаграмме (рис. 12.8, Б) на направление линий влияет величина абсолютного прироста (у предприятия №1 рост урожайности составляет 10 ц/га, а у предприятия №2 - 20 ц/га).

    Техника построения логарифмической шкалы такова (рис. 12.9).

    Рис. 12.9. Логарифмическая шкала

    Сначала нужно найти логарифмы исходных чисел, начертить ординату и разделить ее на несколько равных частей. Затем нанести на ординату (или равную ей параллельную линию) отрезки, пропорциональные абсолютным приростам этих логарифмов.

    Далее записать соответствующие логарифмы чисел и их антилогарифми, например 0,0000; 0,3010; 0,4771; 0,6021; ...; 1,0000, что дает 1, 2, 3, 4, 10. Полученные антилогарифми дают конечный вид искомой шкалы на ординаті. На логарифмической шкале нет нулевой базовой линии, так как ^ 0 - <ю.

    Приведем пример построения напівлогарифмічної диаграммы. Предположим, что нужно изобразить на графике уровень энергообеспеченности предприятия за 1980 - 2010 гг. За эти годы она выросла в 3,3 раза. Найдем логарифмы для каждого уровня динамического ряда (табл. 12.6).

    Определив минимальное и максимальное значение логарифмов энергообеспеченности, построим масштаб с таким расчетом, чтобы все данные разместились на графике

    Учитывая масштаб, найдем соответствующие точки, соединим прямыми линиями, в результате получим график (рис. 12.9) с использованием логарифмического масштаба на оси ординат. Он называется диаграммой на напівлогарифмічній сетке.

    Таблица 12.6. Динамика энергообеспеченности предприятия за 1980 - 2010 гг.

    в Полной логарифмической диаграмме он станет в том случае, если на оси абсцисс будет построен логарифмический масштаб. В рядах динамики это никогда не применяется, так как логарифмирование времени теряет всякий смысл.

    Применение логарифмического масштаба дает возможность без каких-либо вычислений характеризовать динамику явления. Если кривая на логарифмическом масштабе несколько отклонена от прямой и становится угнутою к оси абсцисс, значит, имеет место снижение темпов; когда кривая приближается к прямой - стабильность темпов; если она отклоняется от прямой в сторону, выпуклую к оси абсцисс (как в нашем примере), исследуемое явление (енергозабезпеченість) имеет тенденцию к росту с растущими темпами.

    Напівлогарифмічні диаграммы широко используются при изображены относительных изменений величин, выраженных в разных единицах измерения. Это позволяет на одной диаграмме сравнивать темпы роста средней заработной платы, производительности труда, выпуска продукции и другие показатели.

    В этом случае логарифмическая шкала делится на несколько циклов. Цифры каждого цикла в 10 раз больше цифр низшего цикла. Например, в пределах низшего цикла значения показателя изменяются от 1 до 10, второй от 10 до

    100 и т.д. Каждый цикл соответствует изменению характеристики логарифма на единицу. Для построения логарифмической шкалы нужно масштаб цикла (например, один цикл равен 5 см) умножить на логарифмы чисел от 1 до 10 и полученные произведения нанести на вертикальную шкалу в пределах каждого цикла. Число самих циклов определяется амплитудой колебания уровней (разницей между максимальным и минимальным значением).

    наиболее отчетливо и такими, которые легко воспринимаются, является изобразительные (картинные, фигурные диаграммы), на которых дают художественное изображение какого-либо явления. Геометрические знаки (точки, линии и т.п.) в изобразительных диаграммах заменяются фигурами, что в какой-то степени символизируют внешний образ изображаемого на графике явления. Например, поголовье коров, свиней, овец в хозяйстве или хозяйствах района (области, страны) может быть изображен рядом фигур этих животных.

    Достоинство таких графиков заключается в высокой степени наглядности, в получении наилучшего отображения сравниваемых явлений. Фигурные диаграммы могут быть построены по двум основным принципам: количественном и пропорциональном. Для количественного діаграмування характерно использование равных по размеру фигур - знаков, число которых показывает величину изображаемых явлений.

    Фигуры, изображающие ту или иную величину, располагают слева направо на одинаковом расстоянии. В этом отношении фигурные диаграммы является разновидностью линейных диаграмм, в которых сочетаются положительные стороны столбиковых и ленточных диаграмм и преимущества символического изображения по сравнению с геометрическим.

    При построении фигурных диаграмм каждой фигуре предоставляется конкретное числовое значение и определенные стандартные размеры. Сама же исследуемая статистическая величина изображается определенным количеством одинаковых по размеру фигур. Однако в большинстве случаев не удается изобразить статистический показатель целым числом фигур. Последнюю из них приходится делить на части, так как по масштабу один знак является слишком крупной единицей измерения. Сложность ее определения является недостатком фигурных диаграмм. Однако большая точность изображения статистических данных в фигурных диаграммах не требуется, и результаты здержуються вполне удовлетворительными.

    Принцип пропорционального построения фигурных диаграмм основывается на отраженные величины сравниваемых показателей размеру фигур в соответствующей пропорции с изображаемыми явлениями. Недостатки этого способа, по сути, повторяют недостатки рассмотренных выше круговых и квадратных диаграмм. Вследствие возможного довольно значительного искажения при восприятии в исключительных случаях.

    Покажем пример построения фигурной диаграммы по данным о численности фермерских хозяйств в двух областях (условно А и Б) в 2010 г.

    Рис. 12.10. Численность фермерских хозяйств в двух областях в 2010 г.

    Примем условно за один фігуро-знак 500 хозяйств. Тогда число фермерских хозяйств в области, А в количестве 2550 будет изображен 5,1 фигурами, а в области Б в количестве 3250 - 6,5 фигурами.

    Особое место в системе графических изображений отчетных и плановых данных занимают контрольно-плановые графики. Основная задача этих графиков оперативная характеристика выполнения тех или иных производственных процессов и их соответствие плановым заданием. Большим преимуществом контрольно-плановых графиков является то, что они дают возможность наглядного сравнения выполнения плана по большому кругу взаимосвязанных объектов (бригад, звеньев, видов работ и т.д.).

    Контрольно-плановые графики бывают разных видов и степени сложности в зависимости от числа объектов и количества признаков, подлежащих графическому изображению.

    Среди большого разнообразия контрольно-плановых графиков для изучения хода выполнения плана чаще всего используют график Ганта. Этот вид графика изображает уровень выполнения плана по нескольким объектам как за отдельные периоды, так и за отчетный период в целом.

    Порядок построения контрольно-планового графика (графика Ганта) рассмотрим на следующем примере (табл. 12.7).

    Таблица 12.7. Данные о ходе сева озимой пшеницы по двух отделениях агрофирмы

    Этот график построим на специально розграфленій сетке, в которой по горизонтали в определенном масштабе отложим периоды времени (дни), а по вертикали укажем объекты наблюдения.

    Каждый отрезок по горизонтали, который означает отрезок времени (день), примем равным 100% и делим его на 5 равных частей, каждая из которых равна 20% планового задания. На графике эту шкалу дадим нарастающим итогом. При этом отметки 0 и 100%, чтобы не усложнять график не давать.

    Степень выполнения плана на графике изобразим двумя линиями: тонкой и жирной. Тонкая линия покажет степень выполнения плана за весь прошедший период. Жирная линия является своеобразной суммарной линией, характеризует степень выполнения плана по состоянию на каждый день.

    Построим контрольно-плановый график (рис. 12.11).

    Рис. 12.11. График выполнения плана сева озимой пшеницы по отделениях агрофирмы

    Построение графика начнем с данных по первому отделению. Плановое задание первого дня (25.08) выполнено на 90%. Согласно этого показателя на диаграмме проведем тонкую линию, которая занимает 90% всего дневного промежутка, или 4,5 деления. За второй день (26.08) план выполнен на 100%. Соответственно проведем тонкую линию, которая занимает весь дневной отрезок (100%). Плановое задание третьего дня (27.08) выполнено на 110%. Поэтому тонкая линия займет все пять частей дневного отрезка (100%), под линией в первой части проведем дополнительный отрезок, который равен половине первой части (10%). Эта дополнительная линия показывает перевыполнение плана за третий день на 10%. За четвертый день (28.08) план сева выполнен на 90%. На диаграмме проведем тонкую линию, которая занимает четыре части дня отрезке (80%) и половину последней пятой части, что составляет 10% планового задания.

    Нанесем на график жирную линию. На ней одновременно с ее построением сделаем отметки о ежесуточное выполнение плана. За первый день ее длина будет равна длине тонкой линии (90%). За второй день план выполнен на 100%, а за первый и второй день суммарный процент составит 190% (90 + 100), то есть жирную линию за первый день доведем до 100%, а за второй день - до деления, что соответствует 90%. Жирная линия показывает, что за первые два дня план не выполнен на 10%, или на 20 га (400-380). За третий день план выполнен на 110%, а за три дня вместе суммарный процент составит 300% (90+100+110). Жирная линия займет три полных дневных отрезки. За четвертый день план сева выполнен на 90%. Соответственно суммарный процент за 4 дня составит 390% (90+100+110+90). Жирную линию по четвертый день продлим до отметки 90%.

    Аналогично нанесем тонкую и жирную линии согласно данных отделения №2.

    Анализ контрольно-планового графика показывает, что за первые четыре дня посевных работ отделения №1 не выполнило план на 10%, или на 20 га (800-780), а отделение №2 выполнило плановое задание на 100%.

    В статистических карт относят картограммы и картодиаграммы. Для характеристики территориального размещения каких-либо социально-экономических явлений (плотность населения по регионам страны, распределение районов по уровню урожайности, продуктивности животных и т.д.) применяют картограммы.

    Картограмма представляет собой схематическую географическую карту, на которой разной краской или штриховкой показано распределение какого-либо явления в пределах изображаемой на карте территории.

    Картограммы могут быть выполнены по материалам отдельного хозяйства (внутрихозяйственный разрез по бригадах, участках, полях севооборота), района (в разрезе хозяйств), области (в разрезе районов) и т.д.

    Картограммы делятся на фоновые и точечные. в Фоновая картограмма - вид картограммы, на которой штриховкой различной густоты или краской разной степени насыщенности показывают интенсивность какого-либо показателя в пределах территориальной единицы. Этот вид картограмм, как правило, используются для изображения средних и относительных показателей.

    При построении фоновых картограмм предварительно осуществляется группировка данных по исследуемой признаку. При этом обычно выделяют небольшое количество групп (не более 5-6), а для наглядности интервалы закругляют. Для каждой группы устанавливаются своя штриховка (интенсивность ее должна возрастать по мере роста показателя). Группа хозяйств (район), попадающих в тот или иной интервал, обозначается на карте соответствующей штриховкой.

    Точечная диаграмма - вид картограммы, на которой уровень изучаемого показателя изображается с помощью точек. Точки изображают одну единицу совокупности или некоторое их количество, показывая на географической карте плотность или частоту появления определенного признака. Этот вид картограмм используется в основном для отображения размещения и концентрации абсолютных показателей - площади угодий, посевов, численности скота и т.д. При этом размер того или иного показателя по территориальных единицах характеризуется определенным количеством точек.

    При построении точечной диаграммы все точки, нанесенные на карту, должны иметь одинаковый размер, так как каждая из них характеризует определенную величину. Точки легко подсчитать на карте. Необходимо продумать, какую величину будет означать каждая точка; если это очень малое значение, то нужно будет очень большое количество точек, и, наоборот, малое количество точек не даст впечатление густоты.

    Построим точечную картограмму размещения посевов сахарной свеклы в южной подзоне области (рис. 12.12).

    Рис. 12.12. Точечная картограмма размещения посевов сахарной свеклы по районам южной подзоны области

    Точечная диаграмма построена по следующим данным о площади посева сахарной свеклы: в районе А - 3500 га, Б - 5000, В - 6000, Г - 8000 га. Масштаб выражено следующим соотношением: 1 точка равна 500 га. Соответственно количество точек по районам составит: А - 7 точек, Б - 10, В - 12, Г - 16 точек.

    Общим недостатком картограмм является то, что в пределах выделенной территориальной участки колебания статистических показателей четко не улавливается. Кроме того, нецелесообразно изображать абсолютные величины, так как они относятся к разным по величине территорий.

    Картодіаграма - это сочетание схематической географической карты с одной из рассмотренных выше диаграмм (круговой, квадратной, стовпчиковою и др.). Примером картодиаграмм есть географическая карта, на которой численность крупных городов изображена в виде кругов различной величины.

     

     

    Это интересно: